Выдача, выпуск и обслуживание УЭК

Что такое УЭК

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на территории Российской Федерации вводится новый вид и формат документа – универсальная электронная карта (УЭК)

УЭК – универсальный ключ доступа к предоставлению государственных, муниципальных и коммерческих услуг в электронном виде. Функционал УЭК реализуется с использованием двух электронных приложений – идентификационного и банковского.

Идентификационное приложение способно полностью заменить документы, удостоверяющие личность, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Банковское приложение должно помочь осуществлять платёжные операции, производимые гражданином. Фактически УЭК приходит на смену социальным картам, которые локально выпускали субъекты Российской Федерации.

Сверх того, УЭК используется в качестве средства идентификации и аутентификации для доступа в Систему порталов государственных и муниципальных услуг с целью получения  различных государственных и муниципальных услуг, в том числе и в электронном виде. Дополнительно, при наличии соответствующих приложений, УЭК можно использовать для оплаты различных коммерческих услуг, таких как оплата билетов в кассах кино, театров и других мест отдыха,  счетов в ресторанах и кафе, покупок в сетевых супермаркетах и т.д.

Задачи внедрения УЭК

Основными задачами, которые призвано решить внедрение УЭК,  являются:

  • снижение административных барьеров;
  • упрощение бюрократических процедур;
  • повышение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. 

Альтернативным средством решения поставленных задач является «социальная карта», распространённая в некоторых регионах, однако УЭК имеет большую зону покрытия, а значит, способна предоставлять большее число сервисов, нежели социальная карта. Таким образом, внедрение УЭК на территории РФ должно поднять качество и количество предоставляемых сервисов в целом по стране.

В соответствии с федеральным законодательствам РФ, в рамках проведения административной реформы государственных органов власти, первоначально сроком начала выдачи УЭК гражданам РФ был определён январь 2012 года. Однако, ввиду неготовности налаженной системы межведомственного взаимодействия в большинстве регионов, было принято решение перенести старт выдачи УЭК на январь 2013 года ― по личному заявлению граждан, и январь 2014 года ― для всех граждан. Пилотными регионами, где карты начали выдавать с февраля 2012г. были выбраны Москва, Санкт-Петербург, Астраханская, Волгоградская и Новосибирская области, республики Башкортостан и Татарстан.

Причины внедрения УЭК

Практически вся деятельность органов исполнительной власти связана с межведомственным взаимодействием, где имеется целый рад проблем. Для их оптимального решения необходимо эффективное связующее звено, способное объединить все структуры, задействованные в межведомственном обмене данными. В такой ситуации одной из причин внедрения УЭК является способность стать идеальным интегратором межуровневого и межведомственного взаимодействия, за счет возможности использования личной электронной подписи гражданина, хранящейся на УЭК.

Другой причиной внедрения УЭК является удешевление денежных операций, производимых гражданами. Банковское приложение УЭК позволит проводить оплату услуг с минимальной комиссией или вообще без неё. При широком распространении УЭК среди населения большинство   операций будет производиться напрямую, без участия посредников, что даст дополнительную экономию средств граждан. Банки, в свою очередь, тоже будут заинтересованы в подключении к банковскому приложению УЭК, так как планируемая выдача УЭК покроет практически все население страны, создав огромный рынок банковских услуг для населения.

Кроме того, широкое использование УЭК в качестве банковских карт в повседневной жизни будет способствовать развитию инфраструктуры и размещению терминалов УЭК в магазинах, кинотеатрах, гостиницах, вокзалах и аэропортах и других местах пребывания граждан.

Проблемы внедрения УЭК

Внедрение универсальной электронной карты на территории страны является приоритетным направлением построения информационного общества, важной частью процесса информатизации государства в целом. Однако, по ряду причин становится затруднительным распространять успешный опыт по внедрению УЭК, полученный в пилотных регионах. При системном подходе становится понятным, что в условиях развития информационной открытости и прозрачности административно-управленческих процессов взаимодействие власти и общества является двунаправленным, предполагающим полную информационную осведомленность взаимодействующих сторон и использование современной технической базы. В достижении поставленных целей немаловажным является наличие высокого уровня образования и уровня жизни населения, когда граждане имеют возможность не только владеть современными техническими новшествами, но и полноценно использовать их.

В связи со значительной территорией РФ наблюдается понятная неоднородность условий доступа к информационно-техническим средствам коммуникации, низкая компетентность населения в вопросах компьютерной грамотности, недостаточная популяризации проводимых мер. Пренебрежение указанными факторами, тормозящими внедрение УЭК, может привести к снижению эффективности проводимых мер в целом по стране, в результате чего программа может быть признана неудавшейся.

Еще одной причиной, препятствующей распространению УЭК, является отсутствие заинтересованности всех ведомств–участников СМЭВ из-за нежелания органов власти участвовать в работе по созданию элементов инфраструктуры электронного правительства, либо их формального подхода к выполнению этой задачи, отсутствия психологической готовности работников органов исполнительной власти к использованию информационных технологий в повседневной работе. Кроме того, не редки случаи, когда межуровневое взаимодействие между федеральными и региональными органами перерастает в прения без какого-либо конструктивного обсуждения возникающих проблем и поиска их решения. Естественно, такое положение дел не способствует реализации проекта по внедрению УЭК, лишь подрывая её эффективность. В дополнение надо отметить, что до сих пор так и не решён вопрос с присвоением легитимного статуса действиям, связанным с принятием документов и выдачей сведений и документов в электронном виде. Решение этой проблемы нельзя переносить на более поздний срок, так как проекты, буксирующие из-за несовершенства законодательной базы, требуют форсирования изменения федеральных и региональных нормативных актов и заключения дополнительных соглашений между органами исполнительной власти.

Распространение в ряде регионов так называемой «социальной карты» также может воспрепятствовать внедрению на их территории УЭК, по причине того, что средства, выделенные  на программы социальных карт уже освоены и острая потребность во введении универсальной карты, дублирующей соц. карту в части сервисов, отсутствует.

Возьмём, к примеру, Москву, где на реализацию проекта по выпуску, выдачу, обслуживанию "социальных карт" было выделено и освоено немало средств. Однако, при переходе на использование УЭК имеющиеся на руках у населения социальные карты будут упразднены. Здесь сомнения в рациональности выделения денежных средств на запуск проекта по внедрению УЭК выглядят вполне правомерными.

Необходимость в наличии широкой сети считывающих устройств является ещё одним моментом, препятствующим внедрению УЭК. Особо остро эта проблема стоит в отдалённых населённых пунктах, где, в большинстве своём, информационно-коммуникационная инфраструктура развита слабо, либо отсутствует в принципе.

Глобальной проблемой является слабость продвижения программы в массы, отсутствие разъяснительных кампаний о целях и задачах реализации проекта. В связи с этим не единичны случаи отказа от выдачи УЭК, высказанные лицами, слабо представляющими социальную значимость проводимых мер, либо гражданами, ставшими жертвой подмены понятий со стороны заинтересованных групп, спекулирующих на теме массового контроля и учёта граждан. Популяризация проекта по внедрению УЭК является темой для отдельного разговора.

  


30 мая 2013г.

Комментарии

Переход от использования «социальных карт», распространенных в ряде регионов, к внедрению УЭК на территории всей страны выглядит весьма логично, так как все окажутся в относительно равных условиях с учётом предоставления большего числа сервисов при повышенном уровне безопасности и степени удобства использования карты в любой точке РФ. Кроме того если «социальные карты» были сориентированы только на льготные категории граждан, то УЭК предоставляет одинаковый уровень комфорта всем категориям населения, используя успешный опыт применения «социальных карт».

30 мая 2013г.
+1
Курсы операторов МФЦ ← Назад